Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса принял участие в разработке контрольной оценочной документации для проведения демонстрационного экзамена по специальности "Металлургия цветных металлов" в 2024 году. А школьники города познакомились с профессией "Контролёр продукции цветной металлургии".
Проекты оценочных материалов для демонстрационного экзамена разрабатывались в течение июня–сентября 2023 года. Участие в разработке оценочных материалов по металлургии приняла инициативная группа от АКОТБ в лице Юлии Ивановны Казаковой, Маргариты Владимировны Скрипочниковой, Елены Петровны Рыженковой и Олеси Владимировны Давыдовой.
Представителями организаций–работодателей выступили кандидат технических наук Александр Валерьевич Александров – директор Департамента по технологии и техническому развитию глиноземного производства ОП ООО "РУСАЛ ИТЦ" в г. Ачинске, Анна Сергеевна Павлюкова – лаборант химического анализа 4 разряда Центральной испытательной лаборатории АГК и Наталья Сергеевна Иванова – лаборант химического анализа 4 разряда лаборатории и ОТК группы текущего контроля и производства. Участие представителей работодателей в разработке оценочных материалов для проведения демонстрационного экзамена профильного уровня необходимо для определения квалификационных требований, которые необходимо учитывать в аттестационной процедуре.
В качестве партнёра АКОТБ как образовательной организации, реализующей программы профессионального образования, приняла участие в этой работе Людмила Петровна Колмакова – кандидат технических наук по направлению "Металлургия чёрных, цветных и редких металлов", доцент кафедры металлургии цветных металлов Сибирского федерального университета.
Оценочные материалы представлены в 2-х томах и включают в себя комплект оценочной документации, варианты заданий и критерии оценивания. Комплект оценочной документации (КОД) включает в себя комплекс требований для проведения демонстрационного экзамена, перечень оборудования и оснащения, расходных материалов, средств обучения и воспитания, примерный план застройки площадки, требования к составу экспертных групп, инструкцию по технике безопасности, а также образец задания. Варианты заданий включают комплексные практические задачи, моделирующие профессиональную деятельность.
Содержание оценочных материалов соответствует требованиям ФГОС СПО и учитывают квалификационные требования организаций-работодателей.
Демонстрационный экзамен (ДЭ) направлен на определение уровня освоения выпускником материала, предусмотренного образовательной программой, и степени сформированности профессиональных умений и навыков путём проведения независимой экспертной оценки выполненных выпускником практических заданий в условиях реальных или смоделированных производственных процессов. Вариативная часть КОД формируется образовательными организациями на основе реализуемой основной образовательной программы СПО и с учётом квалификационных требований, заявленных конкретными организациями, работодателями, заинтересованными в подготовке кадров соответствующей квалификации, в том числе являющимися стороной договора о сетевой форме реализации образовательных программ и договора о практической подготовке обучающихся.
Федеральный институт развития профессионального образования организовал общественное обсуждение проектов оценочных материалов, в котором могли принять участие все желающие. Это позволило привлечь профессиональное сообщество к рассмотрению материалов, получить независимые экспертные мнения и повысить качество разрабатываемых комплектов оценочной документации.
1 октября 2023 года в новой версии банка оценочных материалов на официальном сайте Института развития профессионального образования были опубликованы все оценочные материалы для проведения государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена в 2024 году. Это означает, что уже сейчас студенты профессиональных образовательных учреждений по всей России могут начать подготовку к одному из важных этапов своего образовательного пути – выпускным экзаменам.
Что же, теперь, когда все материалы разработаны, а времени на подготовку ещё много, нужно начинать действовать!
Инициативная рабочая группа АКОТБ
21 октября состоялся Единый день открытых дверей
Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса также участвовал в этой акции. В АКОТБ прошли профессиональные пробы "Контролёр производства цветной металлургии" по кластеру отрасли "Металлургия" для школьников 7–9 классов школ №5, №16 города Ачинска и Ачинского кадетского корпуса. Преподаватели колледжа отвечали на вопросы, которые возникли у ребят по обучению в рамках проекта "Профессионалитет". Новая форма обучения вызвала у школьников большой интерес.
Педагоги колледжа считают, что повысить интерес школьников к рабочим профессиям можно только представив их наглядно, и лучше, если об этом будут рассказывать студенты, которые уже избрали свой жизненный путь. А помогают в этом преподавателям сотрудники Ачинского глинозёмного комбината: именно они адаптируют сложные технологии в простые и понятные даже для детей.
Организация так называемых "профпроб" в колледже дала старт проекту "Профессионалитет" в Ачинске. Школьники и кадеты узнали, кто такой контролёр продукции цветной металлургии.
Контролёр продукции цветной металлургии – это специалист, который осуществляет приём и контроль качества металлургического сырья, полуфабрикатов и готовой продукции цветной металлургии. Он предупреждает и устраняет нарушение технологии на протяжении всего цикла производства продукции.
Контролёр - очень важная и ответственная работа. Квалифицированный специалист не может допустить некачественную продукцию до потребителя. Контролёры отмечают любые нарушения и выписывают талоны в том случае, если в работе найдена погрешность. Данная профессия интересна тем, что специалист работает сразу на нескольких участках производства, а также на разгрузке. Специалист-контролёр должен обладать полной информацией, чтобы подсказать, где, что исправить и переделать. В этом заключается важность профессии.
РУСАЛ является нашим социальным партнёром: вместе мы вошли в проект "Профессионалитет". Этот проект направлен на пересмотр учебных программ под требования нашего социального партнёра и основного работодателя города – Ачинского глинозёмного комбината. Сотрудники АГК выступают нашими консультантами при выборе оборудования, участвуют в разработке методических материалов и рабочих программ и во многом другом. Компания "РУСАЛ" помогает в создании мастерской для специальности "Металлургия цветных металлов", где появится современная лаборатория, кабинет для теоретических знаний и практических занятий – по сути, небольшой аналог цеха гидрохимии.
Итак, на профпробах ребята самостоятельно попробовали определить угол естественного откоса глинозёма. По величине угла естественного откоса можно оценить текучесть глинозёма. Оптимальное значение угла откоса колеблется в диапазоне от 30 до 40 градусов. Глинозём с меньшим углом откоса будет плохо укрывать анод от окисления воздухом, глинозём с большим углом естественного откоса будет плохо вытекать из силосов и бункеров в электролизеры.
Учащиеся ознакомились с установкой для определения угла естественного откоса, под руководством студентов 4 курса группы АОМЦ/20 провели испытание, обработали полученные результаты в соответствии с ГОСТом и сделали вывод о качестве глинозёма. Для учащихся время пролетело незаметно. Делясь впечатлениями, школьники сказали, что этот опыт оказался им полезен и они порекомендуют участие в профпробах своим одноклассникам.
Подобные события будут проходить регулярно, чтобы на них могли побывать больше школьников. Таким образом у выпускников школ появляется реальный, практический опыт "погружения" в профессию, что позволяет им сделать более осознанный выбор в пользу той или иной профессии.
Елена Петровна Рыженкова,
Маргарита Владимировна Скрипочникова –
преподаватели
Фото:
https://agkotib.ru/professionalitet/professionalitet-novosti/2457-v-akotb-prodolzhaetsya-rabota-po-proektu-professionalitet-spetsialnosti-metallurgiya-tsvetnykh-metallov#sigProId45769b121c