Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление педагога происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии, потому что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему педагогу. С целью адаптации в коллективе, выработки своей системы преподавания, формирования индивидуального стиля творческой деятельности начинающего преподавателя в колледже работает Школа молодого педагога.
Для участия в работе ШМП привлекаются педагоги, имеющие стаж работы от 1 года до 3-х лет, и преподаватели, которые не имеют педагогического образования. Повестка заседания Школы молодого педагога, которое состоялось 8 февраля, была очень насыщенной.
Валерия Валерьевна Манелюк, преподаватель строительных дисциплин, проходила курсы повышения квалификации в Центре современных технологий профессионального образования по программе «Психолого-педагогическое тестирование в образовательном процессе профессионального образовательного учреждения». Актуальность темы курса обусловлена тем, что модернизация российского образования требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения, связанного с воспитанием и понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самоактуализация», «защищенность».
Для обучения нового поколения специалистов нужны действенные формы и методы организации образовательного процесса в профессиональном образовательном учреждении, способные раскрывать потенциальные возможности студентов. Валерия Валерьевна рассказала о психодиагностическом инструментарии, позволяющем грамотно интерпретировать результаты психолого-педагогического исследования, т.к. индивидуальный подход к личности в системе образования сегодня диктует необходимость поиска оптимальных путей адаптации человека к изменяющимся условиям социальной действительности.
Смотр учебно-методического комплекса является одной из основных форм контроля учебного процесса, важнейшим элементом системы стимулирования учебно-методической работы педагогов колледжа, активизации их исследовательской и методической деятельности, повышения профессионального мастерства. С целью мониторинга учебно-методического обеспечения образовательного процесса в колледже состоялся смотр УМК преподавателей и мастеров производственного обучения. Об основных требованиях к созданию учебно-методического комплекса преподавателя по учебной дисциплине и профессиональному модулю доложили заместитель директора по УМР Галина Владимировна Часовских и методист Ольга Михайловна Игнатьева.
Анализ работы показывает, что наибольшие трудности у молодых педагогов вызывают вопросы оформления учебно-планирующей документации. Заведующая отделением Юлия Ивановна Казакова обратила внимание присутствующих на основные ошибки, которые допускают педагоги при оформлении журнала теоретического обучения, рассказала об особенностях оформления учебно-планирующей документации.
Информацию о конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях в 2016 году доложила методист Валентина Борисовна Курдюмова. Было отмечено, что участие в конкурсах профессионального мастерства, научно-практических конференциях, олимпиадах - это средство повышения профессиональной компетентности педагога, это публичная, открытая, общественно значимая форма повышения их квалификации.
Педагог-психолог Ирина Владимировна Пирожкова показала некоторые методики, которые могут помочь молодым педагогам преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций. С помощью ролевой игры «Распределение сердец» преподаватели разбирались в понятии, что же такое конфликт, каковы стратегии поведения в конфликте. Педагоги получили рекомендации по стратегиям поведения, овладели техникой «Я - высказывания», которая характеризует описание собственных чувств, переживаний по отношению к ситуации. Эти чувства высказываются без приказа, осуждения, выговора, т.е. оставляют за обучающимся возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослого. На конкретных ситуациях педагоги потренировались в правильной формулировке критического высказывания, получили инструкцию по отработке упражнения «Портрет в рамке».
Таким образом, Школа молодого педагога способствует успешной социально-педагогической и личной адаптации начинающих педагогов, помогает преодолевать возникающие трудности, повысить уровень своей подготовки, убедиться в правильном выборе профессии.
Валентина Борисовна Курдюмова, методист