Педагог-психолог колледжа даёт рекомендации по работе о слабоуспевающими, с агрессивными или стеснительными и застенчивыми, с замкнутыми (аутичными) студентами, а также со студентами, склонными к истерическим реакциям и демонстративному поведению и со студентами, испытывающими апатию и депрессивное состояние.
Рекомендации при работе со слабоуспевающими студентами
- Главное – поощрение. Стремления и пусть даже незначительные умения будут вами замечены.
- Не жалейте поставить оценку на балл выше, это хорошо мотивирует студентов к учебе.
- Во время урока помогайте студенту, задавайте наводящие и уточняющие вопросы.
- В ходе опроса постарайтесь создать благожелательную, поддерживающую атмосферу.
- При подготовке к сессии обратите внимание студента на те моменты, которые ему даются наиболее сложно, вселяйте в него уверенность в том, что он может освоить предмет.
- И помните, у вас их много (студентов), для них вы – один. Используя свои полученные знания, студент всегда будет вспоминать вас, своего преподавателя.
Рекомендации по работе с агрессивными студентами
- В работе с такими студентами соблюдайте дистанцию.
- Никогда не позволяйте себе оскорбить их, в диалоге не используйте жаргонных выражений.
- Не проявляйте агрессии, слабости или панибратства.
- Если студент склонен к аффективным (бурным) реакциям, старайтесь не провоцировать его.
- Не вступайте в открытое противостояние.
- Разговаривайте умеренным, твердым, уверенным голосом, показывая свое спокойствие.
- Обсуждайте поведение студента только после того, как он успокоится и будет готов к диалогу.
- Не проявляйте пренебрежения: как правило, такие студенты очень мстительны.
- Привлеките студента к какому-то ответственному делу.
- Похвалите его выдержку и спокойствие, которые ему удается проявлять в каких-то ситуациях.
Рекомендации по работе со стеснительными и застенчивыми студентами
Таким подросткам свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. Они очень чувствительны к мнению окружающих, легко внушаемы. В работе с такими студентами постарайтесь:
- Давать четкие указания и задания, избегать ситуации неопределенности.
- Привлекать студента к физической работе, не поддавайтесь на разговоры о плохом самочувствии – это его попытка отстраниться и замкнуться снова.
- Привлекайте в меру его сил к общественным делам.
- Поощряйте принятые им самостоятельные решения.
- Стимулируйте личную ответственность студента.
- Ни в коем случае не принижайте его достижений, не оскорбляйте и не унижайте, особенно в присутствии посторонних или других студентов. Помните, что подростки этой группы крайне внушаемы и чувствительны и находятся в группе риска по суицидальному поведению. Если это необходимо, порицайте поступок студента, но не его личность. Объясните, в чем он не прав, ровным и спокойным тоном, подскажите модель правильного поведения, вспомните уместные ситуации, за которые его можно похвалить, скажите ему об этом.
- В случае конфликта или какого-либо происшествия в группе держите этого студента в поле своего внимания, не позволяйте ему остаться в одиночестве или «спастись бегством». Такая реакция может закрепиться, и вы потеряете контроль над подростком. Лучше поддержите его, пусть видит в вас старшего товарища, которому можно доверять.
Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) студентами
- В процессе урока постарайтесь учитывать возможности студента, давайте задания по силам и интересам. Делайте акцент на конкретные знания и умения.
- Включайте его в различные групповые и коллективные формы деятельности, например, в командные спортивные игры, проекты – для развития коммуникативных способностей.
- Постарайтесь привлечь такого подростка к работе с психологом.
- Помогайте ему проявить себя, установить контакты с внешним миром.
- Не навязывайте ему поручений и не отвергайте его инициатив, если он их проявит.
- В работе старайтесь опираться на его сильные стороны.
- Старайтесь последовательно приучить такого подростка к своим требованиям. Он будет выполнять их только для того, чтобы вы поощрили его.
Рекомендации по работе со студентами,
склонными к истерическим реакциям и демонстративному поведению
- Подчеркивайте ситуации, в которых студент проявил выдержку и достойно себя вел. Скажите, что это произвело на вас очень благоприятное впечатление.
- Если студент демонстративно плохо ведет себя на занятиях – игнорируйте его выпады. Если он мешает вам, лучше всего предложите ему покинуть помещение.
- Дайте понять этому студенту, что он сам несет ответственность за свои поступки.
- Привлекайте студента к участию в групповых работах. Там он сможет удовлетворить свою неистребимую жажду признания.
- Часто эти студенты требуют к себе особого отношения и всячески его добиваются. Могут быть льстивы и лживы. Не поддавайтесь на провокации, так как они – весьма способные манипуляторы.
- Не критикуйте личность студента – только его поступки. Слишком часто не наказывайте и не ругайте. Дайте ему почувствовать, что плохим поведением он не может привлечь ваше внимание. При этом обращайте внимание на все хорошее, что делает данный студент.
- Позволяйте ему бурно проявлять свои эмоции, но не выходить при этом за рамки дозволенного.
- Требуйте, чтобы он доводил до конца начатое дело.
- Повышайте его самооценку, уверенность в себе.
Рекомендации по работе со студентами, испытывающими апатию и депрессивное состояние
- Принятие подростка таким, какой он есть.
- Замечать его старания, подкреплять положительными эмоциями.
- Выявлять позитивные стороны личности подростка, делать акцент на них.
- Общаться с ним в ролевой позиции «взрослый – взрослый».
- Стимулировать к действиям, не давать погружаться в себя.
- Порекомендуйте больше общаться со сверстниками на общие темы.
- Если данное состояние длительное, обратиться к педагогу-психологу.