Печать
Просмотров: 1759

На очередном заседании Школы педагогического мастерства разговор шёл о разработке программ общеобразовательных дисциплин с учётом профессиональной направленности. Преподаватели колледжа Юлия Александровна Сидорова, Анна Викторовна Шмаргунова, Виктория Михайловна Гусева показали алгоритм включения в содержание преподаваемых дисциплин прикладных модулей с учетом профессиональной направленности программ СПО.

Освоение учебных предметов общеобразовательного цикла  образовательной программы по профессии или специальности у обучающихся I и II курсов вызывает ряд затруднений, которые приводят к снижению результатов освоения образовательной программы СПО и, как следствие, снижению мотивации в получении профессии или специальности. Ещё в XX веке академик С.Я. Батышев писал: "Сущность профессиональной направленности изучения заключается в неизменном сохранении преподавания основ наук в том же объеме и глубине, как в школе, но с той разницей, что делается акцент на применимость получаемых знаний при овладении конкретной профессией".

ШПМ: новое в разработке программ общеобразовательных дисциплин

 

Поэтому, например, преподаватель английского языка Юлия Александровна Сидорова для обучающихся специальности "Компьютерные системы и комплексы" подбирает  тексты на английском языке на специальные темы: "Компьютерная история", "Состав компьютера", "Язык программиста", "Компьютерные вирусы" и т.д.

Проблема включения прикладных модулей  в содержание дисциплины "Астрономия" заключается в том, что не только предметное содержание дисциплины не связано с предметным содержанием абсолютного большинства профессий и специальностей СПО, но и наполнение практических заданий профессиональной тематикой является, в большинстве случаев, затруднительным. Анна Викторовна Шмаргунова на примере профессии  08.01.18 "Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования" показала, как это можно сделать.

Виктория Михайловна Гусева, преподаватель математики, для обучающихся специальности 08.02.01 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений" создаёт условия для формирования профессиональной компетенции "Подбирать наиболее оптимальные решения из строительных конструкций и материалов, разрабатывать узлы и детали конструктивных элементов зданий и сооружений в соответствии с условиями эксплуатации и назначениями". Преподаватель подбирает задачи с учётом содержания       профмодуля (ПМ) 01 "Участие в проектировании зданий и сооружений".

Дискуссии на уроках – это отличный метод взаимодействия сразу со всей  группой, в ходе которого формируется ряд важных навыков у студентов. Во время обсуждения того или иного вопроса у них появляется возможность высказать свое мнение, продемонстрировать позицию и научиться слушать собеседников. Под понятием "урок-дискуссия" подразумевается выстраивание урока таким образом, чтобы после ознакомления с материалом студенты  могли обсудить его и высказать свое мнение. Наталья Константиновна Батура, преподаватель русского языка, считает, что педагог играет ключевую роль в организации дискуссии на уроках. В его задачу входит не только подготовить тему, но и не позволять студентам отступать от нее, устраивать перебранку и т. д.

Проблемы асоциального поведения, вредных привычек, склонности к различного рода  зависимостям продолжают сопровождать процесс взросления современной молодежи. Нина Геннадьевна Юрьева, педагог-психолог,  подчеркнула важность профилактической работы в процессе обучения. Чаще всего в ходе профилактической работы используется информационный подход (лекции, беседы), нередко применяются стратегии "запугивания", хотя лучшими методами в данном вопросе являются  активные и интерактивные методы профилактики. Альтернативой информационных методов могут стать интерактивные формы профилактики, такие, как кейсы и квесты. Нина Геннадьевна привела пример профилактического  занятия с обучающимися.

Методическая служба колледжа