Печать
Читать все НОВОСТИ: blog/novosti
Просмотров: 732

Уже несколько десятилетий в нашей стране в последнюю неделю мая отмечаются две даты, посвящённые языку: двадцать четвёртого – День славянской письменности и культуры, а двадцать пятого – День филолога.  В институтах и университетах существует негласная традиция назначать на 25 мая защиту кандидатских и докторских диссертаций по проблемам родного и иностранного языков. Кроме того, в учебных заведениях разного уровня  проходят научно-практические конференции, интеллектуальные игры, круглые столы, посвящённые проблемам филологии.

Мы  к этим двум датам приурочили игру, которую назвали "Парадоксы русского языка". В ней приняли участие студенты группы 178-ю. Придерживаясь стилистики игры, команды  выбрали названия, не имеющие никакого отношения к русскому языку: "Гриффиндор" (капитан Элико Абралава) и "Слизерин" (капитан Валерия Трофимова). Не сговариваясь, ребята позаимствовали их у "Гарри Поттера" (а что мы хотим – подростки ХХI века!).  Мало того, продолжая тему парадоксов, задания, выполняемые ребятами, арбитры тоже оценивали непривычно: чем меньше баллов набирали участники игры, тем лучше для них.

Игра проходила в несколько этапов, каждый из которых соответствовал определённому разделу языка. И назывались они так: "Фонетические парадоксы", "Непослушная" орфография", "Морфология: в поисках логики", "Осторожно: пунктуация!", "Лексика: территория смыслов".

Участники игры и болельщики узнали много нового и неожиданного о языке, на котором говорят с раннего детства и который изучают с первого класса. Например, что на русском языке можно построить фразу, состоящую из шести глаголов: Хочу попросить сходить купить поесть и попить. Или что можно составить предложение из одиннадцати слов, в котором нужно поставить десять (!) запятых: Здравствуйте, Ирина, ответьте, пожалуйста, Олегу, там, похоже, проблема, которая, кажется, не решена.  

Выяснилось, что слово пирог употребляется с определением единственного числа: вкусный пирог, а вот полпирога – с определением множественного: вкусные полпирога. Не парадокс ли? И таких примеров, ломающих стереотипы, было приведено во время игры достаточно много.

Поговорили о компьютерной программе "Спел-чекер", осуществляющей проверку заданного текста на наличие в нём орфографических ошибок, об оксюморонах (образном сочетании противоречащих друг другу понятий), о палиндромах (словах или фразах, одинаково читающихся от начала к концу и от конца к началу).

Неожиданной для ребят стала информация о том, что если в слове перепутать буквы, оставив на своих местах первую и последнюю, то любой русскоговорящий спокойно может прочесть этот текст. Это было одно из первых заданий, с которым обе команды справились блестяще.

Ещё одно задание – записать предложение "Грибники заблудились и выбирались из леса 23 суток", заменив цифры словами. Это оказалось не слишком просто, потому что употреблять слова "около", "более", "менее" нельзя.  Также нельзя использовать словосочетания "двадцать три дня и двадцать три ночи" вместо слова "суток". Но и эту лингвистическую задачку игроки решили.

А вот устранить анатомически-арифметический парадокс фразы "Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать" у ребят не получилось. А надо было просто-напросто правильно расставить знаки препинания.

Всего командам было предложено одиннадцать заданий. И правильно выполнены были почти все. Всю игру соперники шли ровно, и только в самом конце команда Леры Трофимовой вырвалась вперёд.  Но дело ведь совсем не в том, кто победил. Когда ребята работают в команде, совещаются, спорят, размышляют, узнают что-то новое и интересное, набранные баллы не так уж важны.

И в заключение: любите родной язык, изучайте его и берегите.

Наталья Батура, преподаватель

 русского языка 

Фото: