Данный материал носит информативный характер. Есть несколько аспектов, по которым "подростничество" нынешнего поколения кардинально отличается от предыдущих – итак, короткий и доступный обзор.
1. Новый сленг современных подростков
"Особые" слова существовали в языке всегда. Подрастающее поколение старается зашифровать свой язык так, чтобы взрослым и "чужим" было непонятно. И, с точки зрения психологии, это нормально.
Вот примеры сленговых слов, популярных у нынешнего поколения подростков:
- топ, топчик – лучший,
- чекнуть - проверить, посмотреть,
- сорь, сорян – извини,
- жиза - жизненная ситуация.
Большинство из них появилось благодаря Сети: когда переписываешься, хочется упростить и сократить, чтобы потратить меньше времени. Но сленг не задержался в одном лишь Интернете. Слова быстро перекочевали и в устную речь молодёжи.
Не стоит ругать подростков за такое поведение и за то, что они "коверкают" язык. Сленг — нормальное явление. Важно просто объяснить подростку разницу между формальным и неформальным общением. Если в компании друзей сленговая фраза "го в магаз" прозвучит уместно и естественно, то сказать преподавателю "сорян" за несделанное домашнее задание – уже некорректно.
2. Прогрессивность и толерантность
Общественные настроения и нормы меняются. Поэтому и традиционные модели воспитания подростков в наше время устаревают. Всё чаще можно встретить юношу или девушку, которые лет в пятнадцать уже задумываются о социальных проблемах, осознанном потреблении, антимилитаризме и гуманистических ценностях. Всё больше подростков ставят под сомнение актуальность традиционных гендерных ролей (женщина — "хранительница очага", мужчина — "добытчик").
3. Клиповое мышление
Технологии, к которым есть доступ у подростка в современном мире, ещё лет двадцать назад казались фантастикой. Современные подростки не знают, каким был мир без Интернета. Они привыкли воспринимать потоки терабайтов пёстрой информации одновременно: видео, картинки, текст, анимация.
За день через современного подростка проходит огромное количество ярких впечатлений. Он листает ленты новостей, смотрит истории в соцсетях, слушает новости по телевизору за обедом, включает музыку в наушниках, когда едет в автобусе.
Это может иметь как положительные, так и негативные последствия. Из положительных можно выделить способность к многозадачности или ускорение реакции у современного подростка.
4. Быстрый темп
Нынешние дети тратят минимальное время на решение какой-либо функциональной задачи. Под рукой всегда есть калькулятор, автокоррекция и поисковики в Интернете. Любая информация находится мгновенно, ошибки исправляются моментально, а подсчёты в столбик канули в прошлое и используются разве что в начальной школе. Чтобы узнать, сколько тонн весит голубой кит, не нужно идти в библиотеку и листать энциклопедию. Интернет даст ответ за 0,65 секунды.
Подростки привыкают к быстрому темпу. Им тяжелее писать большие сочинения от руки, читать объёмные параграфы в учебниках и долго следить за монотонными лекциями. По наблюдениям психологов, ещё в 2000 году внимание подростка в среднем концентрировалось на 12 секунд, а к 2012 году этот показатель снизился до 8 секунд.
5. Инфантилизация
Подростковый возраст сейчас не заканчивается к 17 годам и окончанию школы, как раньше.
6. Преимущественно общение онлайн
Подростки сейчас чаще общаются онлайн, чем офлайн. Но общение, конечно, остаётся для них ведущей деятельностью. Просто меняется канал общения со всеми сопутствующими изменениями. Они постоянно проверяют новости, сообщения в соцсетях. Это их повседневный ритуал.
Конечно, они выходят из Сети, но только если в реальности происходит что-то значительное. А если нет, то им скучно и они снова "ныряют" в виртуальное пространство. И благодаря активному использованию Интернета они одновременно находятся в совершенно разных социальных средах.
7. Большая техническая грамотность
Современные подростки технически грамотнее родителей. Родители для них уже не источник знаний, скорее даже наоборот.
8. Неумелость в быту
Раньше подростки умели намного больше: они могли что-то приготовить, убраться, решить разные бытовые задачи. А сейчас, в основном, процветает бытовая беспомощность.
9. Некая новая чувствительность
Сейчас говорят о "поколении снежинок". Это очень большая уязвимость, уверенность в собственной исключительности, политкорректность во взглядах. И при этом абсолютная нетерпимость к другим мнениям, кроме собственного. Иными словами, подростки сейчас более ранимые, агрессивные и с большой претензией к жизни.
10. Утрата рефлексии
У современных подростков рефлексия, мягко говоря, "хромает". Раньше распространённой формой самонаблюдения в подростковом возрасте было ведение дневников. Их функцией было разобраться в себе. Подросток описывал свои мысли, переживания, сравнивал свои переживания с переживаниями других людей или литературных героев.
Современный подросток тоже все время пишет, но это скорее посты в соцсетях или переписка в мессенджерах, и функция и содержание этих текстов принципиально иные. Это рассказ о любых сиюминутных событиях. И если для того, чтобы вести дневник, надо остаться наедине с самим собой, то общение в соцсетях — это как раз способ не остаться наедине с самим собой. Это боязнь выпасть "из потока жизни". Если сфотографировался — тут же надо выложить фото, чтобы увидели другие.
Всё направлено вовне, а не внутрь себя.
11. Развитый индивидуализм вместо коллективизма
Получается очень интересное сочетание: индивидуализм при отсутствии рефлексии.
12. Заорганизованность
Время современных подростков очень жёстко расписано и заполнено кружками, секциями, занятиями с репетиторами. Раньше дети больше общались, гуляли, шатались по улицам, выясняли отношения.
13. Несамостоятельность
Современные подростки слишком полагаются на родителей, рассчитывают на них во всем. Родители делают за них уроки вплоть до 8–9 класса и сами думают, куда ребёнку идти учиться дальше.
Социальный педагог
Анастасия Юрьевна Степанова